«Напоенная синевой» керамика Ибрагима Камилова

Самый знаменитый гончарный центр Узбекистана – Риштан.  Небольшой городок, около 25 тысяч жителей, вся жизнь которого на протяжении многих столетий связана с керамическим промыслом. Маленький Риштан был большой остановкой  на Великом Шелковом пути. Знал периоды упадка и грандиозного расцвета. До сих пор словосочетание «Керамика Узбекистана» ассоциируется именно с синими ажурными творениями риштанских мастеров.
Чтобы в полной мере рассказать о риштанской керамике, её истории, направлениях, технологиях и мастерах потребуется написать многотомное издание,  к которому следует приложить еще большее количество томов иллюстраций.
К сожалению такого издания пока нет, однако в многочисленных экспозициях музеев и выставочных залов Узбекистана мы сегодня имеем счастье соприкоснуться с лучшими работами знаменитых мастеров.

Усто Ибрагим Камилов

 

«Это цвет моей мечты.
  Это краска высоты.
  В этот голубой раствор
  Погружен земной простор.»

Выставочный зал Академии Художеств Узбекистана. Коллекция риштанской керамики из фондов Дирекции художественных выставок.  Экспозиция работ Усто Ибрагима Камилова кажется светится сильным насыщенным цветом вечернего неба.

Усто Ибрагим Камилов (1998-2002) – одна из ключевых фигур в искусстве риштанской керамике 20 века. Народный художник Узбекистана, Лауреат Государственной премии СССР, Народный мастер Узбекистана.
Седьмое поколение древнего рода гончаров, сын Усто Камила, внук Усто Абдулло Кулола.  Посудой, изготовленной Усто Абдулло пользовался сам бухарский эмир, а ляганы мастера дарил особо дорогим гостям в знак уважения.  

   фотография с сайта Fergananews

Ибрагим Камилов – ученик великих мастеров прошлого: Усто Камила, Усто Додо (1898-1951 гг.), Усто Мадамина (Мулла Мадамин Ахун), Усто Абдуллы Кулола, Усто Мирсадыка, Баба Ходжи Мирсалимова(XIX в.).

Усто Ибрагим Камилов – гончар, художник, исследователь, подвижник. Более 60-ти лет Усто Ибрагим отдал Риштанскому керамическому заводу.

В годы войны и долгий послевоенный период риштанская керамика пришла в упадок. Ушли из жизни многие старые мастера. Молодое поколение гончаров, потомки древних гончарных родов защищали Родину на всех фронтах Великой Отечественной. Большинство из них не вернулись.
Каждый гончарный род Риштана владел уникальными древними технологическими секретами. Они  передавались по наследству, и с каждым уходом потомственного гончара, умирало тайное знание.
Усто Ибрагим Камилов –  неутомимый исследователь, влюбленный в ремесло мастер, с которого в XX веке началось возрождение риштанской керамики.

Свои первые гончарные университеты Усто Ибрагим прошел традиционно – в мастерской своего отца и его братьев. Уже в зрелом возрасте, в 1960 году получил профессиональное образование  в Ташкентской керамической артели им. Баранова.


Главный мастер-гончар Ташкентской керамической артели им.Баранова Зия Мухамедов создаёт глиняный сосуд.    31.01.1959. Фотограф  Транквиллицкий Юрий Николаевич,
корреспондент журнала «Советский Союз». Из библиотеки РИАНОВОСТИ

Продолжая дело восстановления утраченных гончарных техник на Риштанском заводе, в 1965 году Усто Ибрагим на два года отправляется в Ригу. Там, в Дзинтари в то время организовывались первые в СССР всесоюзные керамические практикумы. По возвращению в Риштан, вместе с Усто Ашурали Юлдашевым, Усто Ибрагим создает творческую группу мастеров-керамистов. Их главная задача – возродить уникальные гончарные секреты старых Риштанских мастеров и на их основе организовать промышленное производство риштанской синей керамики.
Приобретенные знания, талант художника и талант организатора позволили Усто Ибрагиму Камилову вместе с единомышленниками  «поднять» риштанский завод на высочайший производственный уровень. Долгое время Усто Ибрагим был сердцем и душой Риштанского завода.

Усто Ибрагим в совершенстве владеет множеством классических риштанских техник.
Полив «ишкор». Полупрозрачная  голубая глазурь обостряет все оттенки синей росписи. Традиционные элементы: четырехлистник "чорбарг", лист, плотная штриховка поля, рожки барана-кучкарак в «зеркале» лягана и синий в бирюзе вьюн по кайме.

 

Анор – гранат, оберег, символ достатка и плодородия. Множество точек, окаймляющих орнамент в кайме. Классическая центральная симметрия. Белая прозрачная глазурь.
 


Особые риштанские мазки, которыми формируют листья, цветы, веера. Они заполняют пространство между крупными элементами росписи, создавая особый, риштанский букет.

 

Особая сеточка, которой заполняют центр крупных фигур. Существует теория, что это наследие Великого шелкового пути, по которому везли китайский фарфор.  Китайские мастера украшали блюда иероглифами, которые местным мастерам представлялись некоей декоративной сеткой. Со временем они в сеточку и трансформировались.

 

Осевая симметрия в композиции. Картина в раме. Старинный кумган и ветки анора. Мазки-перышки уже не васильково-синие, а сине-зеленые, словно бирюза. Наложение полупрозрачных мазков одного тона усиливает цвет в центре и создает эффект «пушистой» ветки или пера.

 

Сочетание мазков, формирующих листья в зеркале лягана и  небесно-голубых цветов образует орнамент «бахор», весна.
 



Косаи-сепоя, трехногая чашка, за нею - бело-бирюзовый кошкулок для катыка



Ушедший из употребления предмет – большая глубокая чаша. Удивительной красоты обод из мазков трех цветов кажется сложен из перышек.
Пышные спирали по всей внутренней части чаши и многочисленные перышки-рыбки по всей внешней стороне.  

 

Корсан – глубокая чаша. Усто Ибрагим Камилов 1976 г. поливная керамика, роспись кистью. Из коллекции ташкентского музея Декоративно-прикладного искусства Узбекистана



Традиционный сосуд для заквашивания катыка с двумя небольшими ручками - кошкулок. Наш узбекский термос. Усто Ибрагим Камилов – мастер особой глины. Он в определенной пропорции добавлял в глину солому. Она выгорала при обжиге, оставляя в стенках сосуда тонкие полости. Сосуд становился легким и имел низкую степень теплопроводности.
Таким образом налитое в него теплое молоко вместе с закваской долго держало температуру, идеальную для работы молочнокислых бактерий. После того, как закисленное молоко убирали в холод, чтобы остановить брожение на нужном этапе, сосуд не позволял закваске мгновенно остановить свою работу. Брожение медленно замирало, и это придавало катыку особую сливочную нежность.
 

Кошкулок. Усто Ибрагим Камилов 1989 г. поливная керамика, роспись кистью. Из коллекции ташкентского музея Декоративно-прикладного искусства Узбекистана

Да что, впрочем, я рассказываю о былом. Ученики Усто Ибрагима до сих пор делают эти сосуды – кошкулок, и их совсем несложно купить в Ферганской долине.

Усто Ибрагим Камилов был щедр на учеников. Многие знаменитые узбекские керамисты обязаны своим мастерством великому гончару. Главные ученики - это его сыновья  Исмаил, Исраил, Музаффар, Шарофиддин и дочь Халима Эргашева. Известные риштанские мастера: Кимсанбой Абдукадыров, Ашурали Юлдашев и Шарафиддин Юсупов, Рустам Усманов, Набиджон Кодиров, Кимсанбой Ганиджонов, Элибоев Ганиджон, Кимсанбой Абдукадиров, Юлдашали Эргашев, Нимадали Эргашев  и многие, многие другие.

В Риштане, в махалле Кулолчи  сегодня действует Дом-музей Усто Ибрагима Камилова. Здесь же мастерская и небольшой выставочный зал. Хранители музея – сыновья мастера. Они многое могут рассказать о своем великом отце. С малых лет они вместе с отцом и учителем собирали в местных предгорьях особые травы для  создания красок и глазури, учились выбирать и особым способом замешивать глину. Усто Ибрагим – счастливый отец. Его спутниками в родовом ремесле неизменно рядом были сначала сыновья, затем внуки и впоследствии правнуки.  

Будете в  Москве или Петербурге, зайдите в залы керамики Музея искусств народов Востока, Музея этнографии или Эрмитажа. Синие творения Усто Ибрагима Камилов есть и там.


Название: «Напоенная синевой» керамика Ибрагима Камилова
Теги: Ташкент, Узбекистан, Узбекистан в лицах, Узбекская керамика, Посуда, Риштан, Ферганская долина, Искусство
Количество показов: 5257
Дата:  16.03.2012


Поиск по Тегам
Поиск по словам

Оставьте отзыв, дайте свой комментарий или задайте вопрос:
Доступно только зарегистрированным пользователям. Зарегистрироваться?
Оксана
Очень интересно! Какое многогранное ремесло - уметь делать сосуды, знать все тонкости о глине, самим делать краски, собирать для этого травы, и быть художником наконец!
а перечисление сыновей напомнило мне чем-то стих из Библии - Имсаил, Исраил, Музаффар...
Хочу ваш узбекский термос для катыка :)
Лилия Николенко
Цитата
Оксана пишет:
Хочу ваш узбекский термос для катыка smile:)

Спасибо :)
Термосы эти в Хиве много продают
Наталья
какой удивительный цвет! хотелось бы мне такой синевы.


Новости сайта

Мастер классы по кондитерскому мастерству от Грэхэма Джона Эдвардса
Ассоциация Поваров Узбекистана сообщает: Впервые в Узбекистане с 19-23 мая 2014 г. прошли мастер классы шеф кондитера из Великобритании Грэхэма Джона Эдвардса по программе WACS «Train-the-Trainer» «Western European pastry»

Кулинарные путешествия

Дорога в Катта Лангар.
Дорога в Катта Лангар.

Кулинарный юмор

Засыпался, как водится, на мелочи. Долго удавалась скрывать наличие любовницы, пока однажды не попросил у жены, которая удачно готовила только пельмени и яичницу, на обед сварить фирменный борщ с уткой и говяжьей грудинкой.Засыпался, как водится, на мелочи. Долго удавалась скрывать наличие любовницы, пока однажды не попросил у жены, которая удачно готовила только пельмени и яичницу, на обед сварить фирменный борщ с уткой и говяжьей грудинкой.

Магазины Ташкента

Кулинарные сайты

Сайт "Барашек душистый – блюда из баранины"

Все виды кулинарной обработки баранины, её особенности и рецепты

Вопросы технологии и продукты

Гефильте фиш - фаршированная рыба
Гефильте фиш - фаршированная рыба

Кулинарные цитаты, афоризмы

О чтении за едой

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Совет дня

При выборе мяса обращаем внимание на цвет жира. У свежей баранины или говядины он должен быть белым, а вот у свежей птицы - бледно жёлтым

Читайте новости...

... о рецептах на сайте, просто заходя на Яндекс

добавить на Яндекс

Ваше мнение

Ваш любимый Ташкентский базар












  

Партнеры проекта:

free counters